О ба­лан­се цен и из­держек

(ака­демик Р.И. Ниг­ма­ту­лин, про­фес­сор Б.И. Ниг­ма­ту­лин, «Кри­зис и мо­дер­ни­за­ция Рос­сии — три­на­дцать тео­рем», http://www.nigmatulin.ru/content/view/65/62/. Выдерж­ки из ста­тьи) http://skgroup76.ru/

Тео­рия меж­о­т­рас­ле­вого ба­лан­са раз­ра­бо­та­на Но­бе­лев­ским ла­у­ре­а­том В.В. Ле­он­тье­вым. Она при­ме­ня­ет­ся во всех ин­ду­стри­аль­ных стра­нах. В 1970-е го­ды этот ме­тод ши­ро­ко ис­поль­зо­вал­ся в СССР, в том чис­ле и в Госплане СССР, но сей­час он ис­поль­зу­ет­ся только в от­дель­ных ла­бо­ра­то­ри­ях. Ру­ко­во­ди­те­ли рос­сийской эко­номи­ки об этом ме­то­де сегод­ня даже не вспоми­нают. Меж­ду тем, ис­поль­зо­ва­ние тео­рии меж­о­т­рас­ле­вого ба­лан­са мог­ло бы помочь в реше­нии многих прак­ти­че­ских про­б­лем Рос­сии.

В сба­лан­си­ро­ван­ной эко­номи­ке жиз­не­о­бес­пе­чи­вающие про­из­вод­ст­ва, в ко­то­рых нет ре­во­люци­он­ных про­рывов в тех­но­логи­ях, долж­ны ра­бо­тать с уме­рен­ной (сба­лан­си­ро­ван­ной) при­бы­лью на уровне 5 – 10%. Кроме того, це­ны долж­ны обес­пе­чи­вать уме­рен­ные на­логи в бюдже­ты раз­ных уров­ней на уровне 10 – 15%. В ито­ге не­об­хо­димое ус­ло­вие ба­лан­са цен с из­держ­ками, на­логами и при­бы­лью при­во­дит к тому, что це­ны долж­ны пре­вышать про­из­вод­ствен­ные из­держ­ки от 10% до 25%.

Имен­но так долж­ны ра­бо­тать топ­лив­но-энерге­ти­че­ский комплекс, ме­тал­лургия, сельское хо­зяйство, ЖКХ, тран­спорт, хи­ми­че­ская промыш­лен­ность и маши­но­стро­е­ние, обес­пе­чи­вающие ос­но­ву жиз­не­о­бес­пе­че­ния стра­ны и ос­но­ву всей эко­номи­ки.

Пра­ви­тельство долж­но сле­дить за сба­лан­си­ро­ван­но­стью эко­номи­ки, в част­но­сти, за из­держ­ками, це­нами, при­бы­лью (в первую оче­редь, в от­рас­лях, обес­пе­чи­вающих внут­рен­ний ры­нок) и фон­дом опла­ты тру­да тру­дящих­ся. С из­быточ­ной при­бы­ли го­су­дар­ство долж­но взимать бо­лее вы­со­кие на­логи. Та­кая сба­лан­си­ро­ван­ная по­ли­ти­ка долж­на стиму­ли­ро­вать ис­поль­зо­ва­ние из­быточ­ной при­бы­ли на ин­ве­стиции для раз­ви­тия про­из­вод­ст­ва вме­сто рас­тра­ты на лич­ные при­хо­ти. Сле­ду­ет по­нимать, что из­быточ­ная при­быль, не свя­зан­ная со сниже­ни­ем из­держек за счет орга­ни­за­ции тру­да и но­вых тех­но­логий, яв­ля­ет­ся па­ра­зи­ти­че­ской, обе­с­кров­ли­ва­ет осталь­ные от­рас­ли эко­номи­ки из-за дис­сипации ре­сур­сов. Та­кая из­быточ­ная при­быль рас­тра­чи­ва­ет­ся на рос­кошь, а про­из­во­ди­тель­ные си­лы дегра­ди­руют из-за не­до­стат­ка ре­сур­сов.

Сба­лан­си­ро­ван­ность эко­номи­ки тре­бу­ет и сба­лан­си­ро­ван­ное со­от­ноше­ние цен на раз­лич­ные жиз­не­о­бес­пе­чи­вающие то­ва­ры в со­о­т­вет­ствии с из­держ­ками. В част­но­сти, для сба­лан­си­ро­ван­ной эко­номи­ки не­об­хо­димо при­б­лижать­ся к сле­дующим со­от­ноше­ни­ям цен на жиз­не­о­бес­пе­чи­вающие (ба­зис­ные) то­ва­ры по от­ноше­нию к цене на бен­зин:

1. Це­на 1 кг хле­ба рав­на сто­и­мо­сти 3 — 4 л жид­кого топ­ли­ва (бен­зи­на, ди­зель­ного и ави­аци­он­ного топ­ли­ва).

2. Це­на 1 л бен­зи­на рав­на сто­и­мо­сти 5 — 7 квт/час элек­троэ­нергии.

3. Ми­нималь­ная ме­сяч­ная квартпла­та за 1 – 2 х ком­нат­ную квар­ти­ру рав­на сто­и­мо­сти око­ло 300 л бен­зи­на или 2000 квт/час элек­троэ­нергии.

4. Це­на од­ной по­езд­ки на го­род­ском тран­спор­те при­мер­но рав­на сто­и­мо­сти 2 л бен­зи­на.

5. Ми­нималь­ная ме­сяч­ная зарпла­та долж­на рав­нять­ся сто­и­мо­сти 1000 л бен­зи­на. Сред­няя зарпла­та – в два ра­за больше.

6. Сто­и­мость 1 кв. м про­стого (неэ­лит­ного) жи­лья рав­на сред­ней ме­сяч­ной зарпла­те, т.е. 2000 л бен­зи­на.

В стра­нах, в ко­то­рых нет суще­ствен­ных и раз­рушающих про­из­вод­ство ди­с­ба­лан­сов, вышепри­ве­ден­ные от­ноше­ния раз­нят­ся на ±15% в за­ви­симо­сти от при­род­ных ус­ло­вий, тра­диций и т.д., но не в два и бо­лее раз как в ны­неш­ней Рос­сии. В ны­неш­ней Рос­сии це­ны на хлеб, услу­ги ЖКХ и тран­спорт в 2 – 3 ра­за за­ниже­ны по от­ноше­нию к це­нам на бен­зин, к сто­и­мо­сти жи­лья. Т.е. ны­неш­ний эко­номи­че­ский по­ря­док в Рос­сии ду­шит сельское хо­зяйство, всех, кто во­вле­че­ны в про­из­вод­ство хле­ба, об­служи­ва­ет ЖКХ и тран­спорт. Но в тоже время этот по­ря­док обес­пе­чи­ва­ет сверх­до­хо­ды в сы­рье­вых от­рас­лях и стро­и­тельстве жи­лья. Эти сверх­до­хо­ды от­са­сы­вают ре­сур­сы из на­род­но­го хо­зяйст­ва, ко­то­рые долж­ны быть ис­поль­зо­ва­ны для его об­но­в­ле­ния. Зна­чи­тель­ная часть сверх­до­хо­дов пи­та­ет ано­маль­ную кор­рупцию и раз­лага­ет го­су­дар­ствен­ные струк­ту­ры.
Про­из­вод­ствен­ные из­держ­ки неф­тя­ных и элек­тро­ге­не­ри­рующих компа­ний не афиши­руют­ся, бо­лее того их ста­рают­ся скры­вать. Но имен­но их долж­но знать обще­ство и пра­ви­тельство.

Ана­лиз спе­ци­а­ли­стов и не­ко­то­рые про­ры­вающи­е­ся дан­ные из неф­тя­ных компа­ний сви­де­тельствуют, что про­из­вод­ствен­ные из­держ­ки на до­бы­чу неф­ти и ее до­став­ку в цен­траль­ные реги­о­ны два-три го­да тому на­зад со­став­ля­ли ме­нее 1500 руб/т. Учи­ты­вая инф­ляцию, при­мем эти из­держ­ки с из­быт­ком и рав­ными 3000 руб/т.

Из­держ­ки на пе­ре­ра­бот­ку неф­ти для про­из­вод­ст­ва жид­кого топ­ли­ва, до­став­ку его на за­пра­воч­ные станции и со­дер­жа­ние этих за­пра­воч­ных станций со­став­ляют не бо­лее 6000 руб/т (в США и стра­нах Ев­ропы эти из­держ­ки не пре­вышают 200 $/т). Итого, про­из­вод­ствен­ные из­держ­ки (И) на про­из­вод­ство жид­кого топ­ли­ва и ре­а­ли­за­ции его на за­пра­воч­ных станци­ях долж­ны со­став­лять не бо­лее 9000 руб/т. Ес­ли про­возглашают­ся из­держ­ки, большие ука­зан­ной, то это сви­де­тельству­ет о неэффек­тив­ном управ­ле­нии и рас­тра­тах.

Как уже отме­ча­лось выше, сле­ду­ет огра­ни­чить на­логи ве­ли­чи­ной 15% на весь ци­кл про­из­вод­ст­ва и ре­а­ли­за­ции жид­кого топ­ли­ва на внут­рен­нем рын­ке. Огра­ни­чить ве­ли­чи­ной 10% на­до и чи­стую при­быль. Тог­да по­лу­чим сба­лан­си­ро­ван­ную со все­ми из­держ­ками це­ну жид­кого топ­ли­ва, рав­ную 11 250 руб/т. Учи­ты­вая, что 1 т жид­кого топ­ли­ва име­ет объем 1100 – 1200 л, по­лу­чим це­ну 1 л жид­кого топ­ли­ва для внут­рен­него рын­ка, рав­ную Ц = 10 руб/л, а не 20 руб/л, как сей­час. При­ве­ден­ная оцен­ка из­держек и сба­лан­си­ро­ван­ной це­ны жид­кого топ­ли­ва по­ка­зы­ва­ет, на­с­колько не­с­ба­лан­си­ро­ван­ной c про­из­вод­ствен­ными из­держ­ками яв­ля­ет­ся це­на жид­кого топ­ли­ва. Это ложит­ся тяже­лым бреме­нем в первую оче­редь на тран­спорт и сельское хо­зяйство. Ко­неч­но, скач­ком ме­нять це­ну на бен­зин, ма­зут, ди­зель­ное и ави­аци­он­ное топ­ли­во нель­зя, но по­лу­чен­ная оцен­ка да­ет ори­ен­тир для пла­номер­ного и энергич­ного про­ве­де­ния на­лого­вых и ан­ти­мо­нополь­ных реформ, имея цель сба­лан­си­ро­вать эко­номи­ку в Рос­сии.

США и Ев­ропа за­во­зят нефть по цене око­ло 500 $/т (65 $/барр). На пе­ре­ра­бот­ку, тран­спорт и до­став­ку топ­ли­ва на за­пра­воч­ные станции тра­тит­ся 200 $/т, чи­стая при­быль 70 $/т. В США на­лог со­став­ля­ет 80 $/т, и в ито­ге це­на бен­зи­на 850 $/т или 0,75 $/л. Ев­ропа уста­нав­ли­ва­ет большой на­лог на бен­зин, рав­ный 800 $/т, и в ре­зульта­те це­на бен­зи­на рав­на 1570 $/т – 1,37 $/л.
Пра­ви­тельство долж­но строго сле­дить за из­держ­ками при до­бы­че при­род­ных ре­сур­сов, раз­де­ляя рас­тра­ты и со­вершен­ство­ва­ние про­из­вод­ст­ва. В част­но­сти, в из­держ­ки не долж­ны вклю­чать­ся сверх­до­рогие офи­сы, до­рогие ав­томо­би­ли и про­чую рос­кошь, ко­то­рой окружают се­бя «топ ме­не­дже­ры». А зарпла­та «топ ме­не­дже­ров», премии и бо­ну­сы долж­ны уста­нав­ли­вать­ся в за­ви­симо­сти от эко­номии из­держек от­но­си­тель­но ука­зан­ных оце­нок. Кон­троль из­держек, цен и при­бы­ли в сы­рье­вых, по­лу­сы­рье­вых и жиз­не­о­бес­пе­чи­вающих от­рас­лях должен быть важ­нейшим ин­струмен­том, что­бы сба­лан­си­ро­вать эко­номи­ку и ока­зы­вать вли­я­ние на при­ток ин­ве­стиций в раз­ные от­рас­ли про­из­вод­ст­ва.

При­род­ная рен­та долж­на ра­бо­тать на на­род­ное хо­зяйство, на рост про­из­во­ди­тель­но­сти тру­да, в част­но­сти спо­соб­ство­вать пре­дот­враще­нию инф­ляции, а не обес­пе­чи­вать рас­тра­ты бога­тых и раз­лагать го­су­дар­ствен­ные струк­ту­ры.

Ны­неш­ний из­быток це­ны (из­быточ­ная при­быль) жид­кого топ­ли­ва, рав­ный 20 – 10 = 10 руб/л, рас­пре­де­ля­ет­ся меж­ду неф­тя­ными компа­ни­ями и го­су­дар­ствен­ным бюдже­том при­мер­но в рав­ных до­лях и ви­сит тяже­лым гру­зом на ре­аль­ном про­из­вод­стве и, в первую оче­редь, на сельском хо­зяйстве и тран­спор­те.

Чему же ра­вен этот из­быток в це­лом по стране?
Рос­сия по­треб­ля­ет око­ло 100 млн. т/год жид­кого топ­ли­ва (бен­зин, ди­зель­ное топ­ли­во, ави­аци­он­ный ке­ро­син, ма­зут), по­лу­ча­емого из 125 млн. т неф­ти. По­тре­би­тель сей­час пла­тит око­ло 2 трлн. руб/год за это топ­ли­во, а по сба­лан­си­ро­ван­ной цене по­тре­би­тель (ав­томо­биль­ный, ави­аци­он­ный, же­лез­но­до­рож­ный и го­род­ской тран­спорт, сельский про­из­во­ди­тель) сэко­номит 1 трлн. руб/год, ко­то­рые под­нимет спрос на осталь­ные то­ва­ры и поз­во­лит сба­лан­си­ро­вать це­ны на оте­че­ствен­ные то­ва­ры (тран­спорт, хлеб, ЖКХ).

В на­сто­ящее время часть этой из­быточ­ной при­бы­ли идет в го­су­дар­ствен­ный бюджет, ко­то­рый го­су­дар­ство не может ис­поль­зо­вать эффек­тив­но для внут­рен­них ин­ве­стиций из-за от­сут­ствия эффек­тив­ных струк­тур, обес­пе­чи­вающих ре­аль­ное стро­и­тельство за­во­дов и их ре­аль­ную мо­дер­ни­за­цию. Ес­ли сба­лан­си­ро­вать це­ну за счет изъя­тия из нее из­быточ­ной при­бы­ли и из­быточ­ных на­логов, то со­о­т­вет­ствующая сумма ав­то­ма­ти­че­ски, ми­нуя чи­нов­ни­чье ад­ми­ни­стри­ро­ва­ние, ста­нет ин­ве­стици­ей в те от­рас­ли, в ко­то­рых до­ля за­трат на жид­кое топ­ли­во зна­чи­тель­на. А это, в первую оче­редь, сельское хо­зяйство, ЖКХ и тран­спорт. Кроме того, удешев­ле­ние энергии и сы­рья на внут­рен­нем рын­ке при­вле­чет ин­ве­стиции в об­ра­ба­ты­вающие про­из­вод­ст­ва.

Что ка­са­ет­ся на­логов (пош­лин) на экс­порт неф­ти, то они по-преж­нему долж­ны под­стра­и­вать­ся под ми­ро­вые дол­ла­ро­вые це­ны на нефть. В кри­ти­че­ские мо­мен­ты для компен­сации по­терь неф­тя­ных компа­ний на внут­рен­нем рын­ке го­су­дар­ство может ис­поль­зо­вать уменьше­ние экс­порт­ных пош­лин.
Без суще­ствен­ного сниже­ния руб­ле­вых цен на жид­кое и га­зо­вое топ­ли­во на внут­рен­нем рын­ке сба­лан­си­ро­ван­ная эко­номи­ка Рос­сии не­возмож­на. Для до­стиже­ния сба­лан­си­ро­ван­ной внут­рен­ней це­ны на жид­кое топ­ли­во, не­об­хо­димо, во-пер­вых, сни­зить на­логи при про­из­вод­стве неф­ти и топ­ли­ва для внут­рен­него рын­ка и, во-вто­рых, не до­пус­кать там вы­со­кой при­бы­ли.
Ес­ли ори­ен­ти­ро­вать­ся на выше­у­ка­зан­ную сба­лан­си­ро­ван­ную с про­из­вод­ствен­ными из­держ­ками, на­логами и при­бы­лью це­ну на жид­кое топ­ли­во (10 руб/л), то сба­лан­си­ро­ван­ные це­ны на то­ва­ры ба­зис­ной кор­зи­ны (хлеб, элек­троэ­нергия, го­род­ской тран­спорт, квартпла­та, жи­лье), а та­кже ми­нималь­ная и сред­няя зарпла­ты бу­дут сле­дующие:

 

 
Бен­зин
10 руб/л
Хлеб
35 руб/кг
Элек­троэ­нергия
1,5 руб/(кВт-час)
Квартпла­та
3 000 руб/мес
Сто­и­мо­сть1 м. 2 жи­лья
20 000 руб/м. 2
Ми­нималь­ная зарпла­та
10 000 руб/мес
Сред­няя зарпла­та
20 000 руб/мес
 

Оши­боч­ным и отягощающим раз­ви­тие рос­сийских про­из­водств яв­ля­ет­ся реше­ние пра­ви­тельст­ва РФ о по­выше­нии цен на газ на внут­рен­нем рын­ке, что­бы газ, про­да­ва­емый внут­ри Рос­сии, стал рав­но­до­ход­ным с экс­порт­ным. При­чем рав­но­до­ход­ность име­ет­ся в ви­ду в со­о­т­вет­ствии с ны­неш­ним кур­сом дол­ла­ра к руб­лю. Этот шаг при­ве­дет к по­выше­нию руб­ле­вой це­ны на элек­троэ­нергию и да­лее по всей цепоч­ке на многие то­ва­ры. В 2011 г. це­на на элек­троэ­нергию может быть 4,5 руб/(кВт-час) по ны­неш­ней по­купа­тель­ной спо­соб­но­сти руб­ля. Та­ким об­ра­зом, це­на на элек­троэ­нергию в Рос­сии по от­ноше­нию к ба­зис­ным то­ва­рам (хлеб, квартпла­та, тран­спорт), ми­нималь­ной и сред­ней зарпла­те ста­нет самой до­ро­гой в ми­ре.

Ана­логич­но нуж­но кон­тро­ли­ро­вать из­держ­ки на стро­и­тельство жи­лья и до­бить­ся сба­лан­си­ро­ван­ных цен за счет уменьше­ния чи­нов­ни­чьих по­бо­ров в му­ници­па­ли­те­тах. Имен­но эта от­расль – решающее зве­но для по­выше­ния рож­да­емо­сти и улучше­ния благо­со­сто­я­ния на­ро­да.

 
 
 
… Ин­но­ваци­и – ни­что, ес­ли только они не могут быть при­ме­не­ны в промыш­лен­но­сти и, бу­ду­чи овеществ­ле­ны в го­то­вой про­дукции, за­во­е­вать ми­ро­вые рын­ки (по­дроб­нее…)
  
… При сниже­нии став­ки каж­до­го из на­логов — ЕСН, НДС и На­лога на при­быль – до 10% для не­ко­то­рых не­сы­рье­вых от­рас­лей, где ра­бо­та­ет око­ло 2,8 млн. чел. по­те­ри бюдже­та со­ста­вят ме­нее 0,4% ВВП Интересная информация: Уборка квартир химки - доступные цены! (по­дроб­нее…)
 
 

 

Комментарии

  • jcfmxnnionw, 2011–03–22 07:58:20

    acZ3xV qwnfqvylphyp, [url=http://gylamddhlijb.ru/]gylamddhlijb[/url], [link=http://txxvpngvsfts.ru/]txxvpngvsfts[/link], http://dzidesljtacz.ru/

Оставьте свой комментарий